Сайт работает в тестовом режиме

Интеллект-карты (в оригинале Mind maps) — это инструмент визуального отображения информации, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать ее.

Англоязычное словосочетание Mind map дословно переводится как «карта ума» («map» — карта, «mind» — ум). Встречаются и другие варианты перевода этого понятия: ментальная карта, карта мыслей, диаграмма связей или ассоциативная карта.

Интеллект-карта представляет собой древовидную схему, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Ветви, имеющие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами.

Интеллект-карты являются разработкой Тони Бьюзена, британского писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. По мнению разработчика, интеллект-карта — это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге. Благодаря этому метод интеллект-карт может найти применение в любой сфере жизни, где требуется совершенствование интеллектуального потенциала личности или решение разнообразных интеллектуальных задач (рис. 1).

Рис. 1

Сам процесс создания интеллект-карт получил название майндмэппинга (англ. mindmapping) и на сегодняшний день признан удобной и эффективной техникой визуализации мышления и альтернативной записи — в отличие от традиционной линейной формы с использованием текста, списков, таблиц и схем.

Как обычно люди записывают свои мысли? Пишут тексты, при необходимости добавляя таблицы, графики, диаграммы и т.п. И даже если они разработали собственную систему сокращения слов, выделения главных мыслей, содержание от этого принципиально не меняется — линейная запись остается линейной.

Чтобы вникнуть в суть объемного линейного текста, порой требуется приложить значительные усилия. Такой текст сложно запомнить, в нем сложно выделить главное, а самое неприятное — интерес к написанному может пропасть настолько, что идея просто не будет воплощена в жизни.

Другое дело, интеллект-карты. Сплошной текст и схемы однообразны. В майндмэппинге, напротив, используются такие инструменты, которые позволяют максимально разнообразить запись и тем самым активировать восприятие. Разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, образы и символы, значимые лично для вас — все это создает яркий визуальный продукт, который не оставит равнодушным.

Рис. 2

В чем тут секрет? В отличие от линейной формы выражения мыслей, которая производится только одним, левым полушарием мозга, в майндмэппинге задействованы сразу оба, и правое, и левое (рис. 2). Благодаря этому техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.

Интеллект-карты в работе учителя

Что дает использование интеллект-карт? 

  • Способность быстро схватывать суть сказанного, прочитанного, увиденного.
  • Более четкое планирование — не от логики, а от важности.
  • Выигрыш во времени.
  • Лучшую фокусировку на изучаемом материале.
  • Креативность, творчество.

Интеллект-карты уже нашли признание в таких областях, как:

  • обучение;
  • запоминание;
  • презентации;
  • планирование;
  • мозговой штурм;
  • принятие решений.

Благодаря очевидным преимуществам интеллект-карты приобретают все большую популярность в сфере образования. Вот лишь некоторые из возможностей применения интеллект-карт в работе педагога:

  • самообразование: что изучать, где, когда;
  • конспект: образовательные объекты, характеристики, выводы, источники;
  • портфолио: курсы, творческие работы, достижения, публикации, методические разработки;
  • методическая разработка: тема, задачи, план, критерии, реализация, анализ, рефлексия;
  • написание статьи: тема, введение, основная часть, заключение;
  • планирование: тематический план, план воспитательной работы, план урока.

Непосредственно на уроке учитель может использовать интеллект-карты (рис. 3):

  • при изложении нового материала;
  • для осмысления и закрепления изучаемого материала;
  • при обобщении и систематизации изученного материала;
  • на этапе контроля знаний, умений и навыков учащихся.

 

Рис. 3    

Инструменты майндмэппинга

Изначально интеллект-карты рисовались почти исключительно на бумаге при помощи ручки и цветных фломастеров. Позже появились специальные сервисы для создания ментальных карт в сети или на компьютере. 

Тони Бьюзен дает несколько советов по созданию ментальных карт на бумаге:

  1. Ключевые слова помещаются не в прямоугольниках или всевозможных пузырях, висящих на ветках, идущих от основной идеи, а на самих ветках.
  2. Ветки должны быть живые и гибкие, чтобы исключить создание монотонных объектов.
  3. На каждой линии пишется только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
  4. Длина линии равняется длине слова.
  5. Слова пишутся печатными буквами. Они должны быть чёткие, легкие в прочтении.
  6. Размеры и толщина букв и линий должна варьироваться в зависимости от важности. Это позволит внести разнообразие, поможет сосредоточиться на главном.
  7. Используются разные цвета. Каждая ветвь может иметь свой цвет.
  8. Должны использоваться рисунки и символы, особенно в центральной части.
  9. Пространство должно быть заполнено, на карте не должно быть пустых мест, однако она не должна быть перегружена. Для создания небольших карт используется формат бумаги А4, для более крупных — А3.
  10. Если ветви чересчур разрослись, их можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
  11. Лист должен быть расположен горизонтально. Тогда будет удобней читать карту.
  12. Когда создание карты закончено, следует визуально оценить её. В случае, если какая-то ветвь покажется некрасивой, это означает, что вопрос требует доработки, мало ясности в понимании этой части вопроса.

Программные средства майндмэппинга

Интернет-сервисы:

  • bubbl.us
    – бесплатно только 3 карты; 
    – англоязычный интерфейс;
    – сохранение карты как изображения; 
    – можно поделиться картой, отправить по почте;
    – возможно без авторизации создать карту без онлайн-сохранения.
    Помощь > > >
  • cacoo.com
    – бесплатный сервис;
    – русскоязычный интерфейс реализован частично (после авторизации можно установить русский язык, но не все элементы будут на русском);
    – сохранение карты как изображения; 
    – можно поделиться картой, отправить по почте, встроить карту в свой интернет-ресурс;
    – возможна совместная работа с картой нескольких человек.
    Помощь > > >
  • mindmeister.com
    – бесплатно только 3 карты; 
    – русскоязычный интерфейс;
    – расширенные по сравнению с bubbl.us возможности редактирования;
    – сохранение карты как изображения; 
    – можно поделиться картой, отправить по почте, встроить карту в свой интернет-ресурс;
    – возможно без авторизации создать карту без онлайн-сохранения.
    Помощь > > >

Бесплатные программы для установки на персональном компьютере:

  • Freemind — одна из самых распространенных бесплатных  программ по построению ментальных карт
    – интуитивно понятное управление;
    – наличие основных функциональных возможностей для построения Mind maps;
    – возможность сохранять карту в различных форматах (jpeg, pdf, html и др.);
    – необходимо перед инсталляцией программы установить Java;
    – невозможно прикреплять документы и файлы к веткам;
    – графические элементы достаточно низкого качества, однако можно прикреплять собственные.
  • XMind — бесплатная программа по созданию ментальных карт, для регистрации достаточно заполнить небольшую форму на сайте
    – после регистрации на сайте можно выкладывать свои карты на одноименном интернет-ресурсе;
    – за небольшую плату можно получить дополнительные возможности: аудиозаметки, совместное использование карты, информацию о задачах, фильтрацию, режим презентации;
    – в бесплатной версии отсутствует конвертация файлов в pdf, текстовый документ, PowerPoint, MindManager.
  • Edraw Mind Map (Free Version) — бесплатная программа для рисования ментальных карт, отличается от своих аналогов тем, что построена на векторной графике. Построение ментальных карт в данной программе напоминает сборку конструктора: в любую часть рабочего пространства можно добавить картинку, стрелку, топик; 
    – много вариантов дизайна графических элементов (стрелки, топики, линии, фон);
    – большой простор для творчества, т.к. элементы можно добавлять в любую часть рабочего пространства;
    – можно при помощи «карандаша» рисовать линии любой формы и размера и подписывать их;
    – любой векторный редактор отличается от привычной работы с растровыми изображениями;
    – если нет опыта работы с векторной графикой, какое-то время нужно будет потратить на то, чтобы привыкнуть.

Подробнее об истории создания интеллект-карт и майндмэппинге — в презентации > > >

 

<<< Вернуться

 

Меню навигации