Современная типология образовательных блогов может быть условно представлена следующим образом:

I. Блоги в учебном и воспитательном процессе

Блог одного урока или темы

Блог может содержать как основной, так и дополнительный текстовый, аудио- или видеоматериал, подобранный педагогом.
Рекомендуется сделать так, чтобы материал был доступен и после урока, например, с домашнего компьютера. В этом случае на основе материалов блога может быть построено домашнее задание и практическая работа, составлен тест, пройти который учащиеся смогут дома в удобное время.

 

Блог учителя-предметника Блог — коллекция учебного материала, тематическая коллекция.
С годами работы каждый педагог создает огромное количество авторских разработок. Это презентации, сборники заданий и тестов, листовки, методические рекомендации учащимся и коллегам. Как правило, все они хранятся в разных местах и со временем теряются. Если разместить разработки в блоге, то они будут каталогизированы и опубликованы, а главное — всегда будут под рукой. Такой блог станет для педагога электронным методическим портфолио, которое создается не специально к предстоящей аттестации педагога, а формируется автоматически, по мере накопления материала. Настройки блога дают возможность организовать работу с материалами в закрытой группе пользователей, например, только коллегам или ученикам и их родителям, или индивидуальную работу с учащимися.
 
Блог класса или блог классного руководителя

Такой блог может стать «доской информации» класса. Будет замечательно, если в его создании примут участие учащиеся и (или) их родители.
Ресурс может содержать фотоальбомы классных мероприятий, дискуссии и обсуждения различных тем, планы, полезные ссылки. Нельзя не сказать еще об одной задаче, которую решает педагог, создав блог класса: организуется единая точка входа в Интернет — место в сети, где учащимся данного класса будет комфортно и безопасно, и где с раннего возраста они будут учиться работать с информацией. 

 

Блог — учебный проект

Блог может быть полезен в проектной или исследовательской работе.
Во-первых, здесь могут быть размещены все инструкции и этапы работы над проектом, ссылки на полезные ресурсы и приложения, которые могут быть востребованы в работе над проектом. 
Во-вторых, это может стать местом для публикации отчета — результатов ученических работ.
Кроме этого, на страницах блога всегда можно организовать дискуссию (через комментарии).

 

ƒБлог ученика или электронная тетрадь ученика

Блог — электронное пространство учащегося, где он может размещать собственные материалы: презентации, рисунки, творческие домашние задания,  материалы о всех своих достижениях, интересах, электронные инструменты для общения с друзьями. Такой блог создается учеником и может быть продемонстрирован учителям. 
У учащегося появляется возможность:
– опубликовать свою работу в электронном виде;
– показать результат работы, оформленные с помощью сервисов сети Интернет;
– поле для творческого самовыражения (публикация материалов своего увлечения или творчества);
– не использовать дополнительные электронные носители;
– доступ к материалам вне школы в любое время.
Такой блог позволяет расширить образовательное пространство. Ученик, ведя блог или работая в соавторстве, приобретает навыки работы в команде, учится грамотно формулировать мысли, учится отбирать, анализировать и представлять информацию, осваивает сетевой этикет. 

 

ƒƒБлог для дистанционной поддержки ученика

Это может быть блог, созданный для детей, временно не посещающих школу или находящихся на домашнем обучении.
Особенность таких блогов состоит в том, что они ведутся несколькими педагогами и содержат учебный материал по нескольким предметам. Это может быть базовый учебный материал для самостоятельного изучения или материал повышенного уровня сложности, материал для расширения кругозора.
Для поддержки общения с ребенком на страницах блога можно размещать ссылки на сервисы (чат, голосовая и видеосвязь) или использовать возможности встроенных приложений — гаджетов.

ƒ

II. Блоги в административно-организационном процессе носят, в большей степени, информационный, нежели интерактивный характер.

Блог директора

Такой блог носит скорее официальный, информирующий характер и содержит видеообращения к своему коллективу, к родителям, партнерам; выступления с поздравлениями, отчетами и докладами; анализ проведенных мероприятий и др. Проведение анкетирования, голосований и публикация комментариев читателей по различным темам на страницах директорского блога со временем позволит привлечь к участию в решении школьных проблем родителей, общественность и социальных партнеров.

 

Блоги заместителя директора по учебной работе, заместителя директора по воспитательной работе 

Блог поможет решить задачи как информационной, так и методической поддержки. В блоге заместителя директора уместны ссылки на сайты с нормативными документами, на страницы с цифровыми образовательными ресурсами. Здесь можно размещать школьные инструкции, планы, графики и отчеты по учебно-воспитательной работе. Для взаимодействия с родителями могут быть использованы различные интерактивные приложения, уже упоминавшиеся ранее, и чаты. Информация о достижениях педагогов, сборники с методическими разработками коллег лягут в основу методического портфолио школы.

 

Блог библиотеки Для сопровождения учебно-воспитательного процесса ведут блоги и работники школьных библиотек. Обязательно нужно отметить, что сообщество школьных библиотекарей — самое многочисленное в Рунете. А блог школьного библиотекаря может стать настоящим центром библиотечной школьной жизни и содержать творческие работы учащихся и педагогов, связанные с книгами, со знаменательными датами, с событиями в стране, городе, школе. Новые сообщения, публикуемые в разных блогах, подобно ручейкам, сливающимся в одну бурную реку, могут быть объединены на одной веб-странице в единой ленте новых публикаций блогов. 

 

Приведенная в этой статье типология образовательных блогов условна. 

 

Источник: статья «Педагогический блог» (автор: Костина Ирина Николаевна, руководитель ЦИО школы № 296 г. Санкт-Петербурга), опубликованна в сборнике материалов «Использование интернет-технологий в современном образовательном процессе.  Часть  III.  Инструменты  сетевого  взаимодействия»/Сост.  Ю.В.  Ээльмаа.  — СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2010. — 72 с.


<<< Вернуться

Меню навигации