Сегодня в копилке каждого учителя много приёмов и способов получения информации обратной связи о знаниях, умениях и навыках учеников. Однако все учителя соглашаются с тем фактом, что механизмы восприятия, переработки и сохранения информации человеческим мозгом скрыты от наблюдения, поэтому управлять этими механизмами трудно.

Многие проблемы в обучении, особенно у детей младшего школьного возраста, могут быть решены, будь они своевременно обнаружены. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт.

Метод интеллект-карт был предложен американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном.

По-английски данный метод называется mind maps. Адекватного перевода на русский язык слов mind maps не существует. Буквально слово mind означает «ум», а слово maps — «карты». В итоге получаются «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты» или «карты интеллекта», «карты сознания», «ментальные карты», «карты памяти», «карты представлений», «мысленные карты», «умственные карты» и т. д. В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", которым мы  и будем пользоваться. 

В основе процесса построения интеллект-карт лежит теория радиантного мышления, предложенная Т. Бьюзеном.

Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: «Что происходит в мозге, когда человек жует сочную гpушу, наслаждается ароматом цветов, слушает музыку, наблюдает за течением воды в ручье, обнимает любимого человека или просто вспоминает о пережитом? Каждый бит информации, поступающей в мозг, ― каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту) — может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллиона „крючков“. Каждый „крючок“ представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количеств использованных ассоциаций, можно считать тем, что называют памятью, т. е. базой данных или архивом... В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит „информационные карты“, сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть».

Этот универсальный метод уже используется более чем 250 миллионами людей во всем мире для решения целого ряда задач, включая мозговой штурм, выявление новых возможностей, организацию, управление проектами, обучение, изучение, передачу информации и многое другое...

Он отображает мыслительную деятельность графическими средствами в виде интеллект-карт. Деятельность становится наблюдаемой, а значит и управляемой. Более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся в процессе деятельности. Это и общеучебные умения, и умения личностного характера, и коммуникативные умения. Таким образом можно без преувеличения сказать, что метод интеллект-карт — это инструмент и обучения, и диагностики обученности. Ни один из известных методов, способов и приёмов, используемых в учебном процессе, не обладает такими уникальными особенностями.

Чтобы получить предварительные представления о методе предлагаем почитать статью на дистанционном всеобуче «Интеллект-карты, или Mind maps» 

Для тех, кто хочет пойти дальше, приглашаем в Национальный институт образования на обучающий семинар «Интеллект-карты — эффективный инструмент организации учебно-познавательной деятельности учащихся начальной школы», который будет проходить 13 марта 2018 года.

 В рамках будут рассмотрены следующие вопросы:

  • Технологическая компетентность учителя как важнейшее условие развития навыков 21 века.
  • Интеллект-карты, их дидактические возможности и условия эффективного использования для формирования личностных и метапредметных компетенций учащегося начальных классов.
  • Алгоритм составления и использования в образовательном процессе интеллект-карт.
  • Практикум по разработке интеллект-карт различных видов.
  • Обзор компьютерных программ и интернет-сервисов для составления интеллект-карт.

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ — 13 марта 2018 г.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ — Национальный институт образования (г. Минск, ул. Короля, д. 16; ауд. 301).

УЧАСТНИКИ СЕМИНАРА — учителя начальных классов, специалисты системы дополнительного образования взрослых и все заинтересованные :)

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ  —  очный семинар-практикум (1 день).
По окончании слушатели получают сертификат об успешном прохождении обучения на данных курсах.

Скачать информационное письмо >>>

 

Меню навигации