VTEM skitter

VTEM skitter

VTEM skitter

VTEM skitter

VTEM skitter

VTEM skitter

 

 

Планирование блога начинается, как правило, с четкого формулирования ЦЕЛИ, включающей конкретное указание формы и/или содержания достигаемого результата.
Планирование предшествует любой продуктивной деятельности и может отсутствовать лишь тогда, когда на само получение результата или его качества не накладывается никаких требований или ограничений.  

В противном случае можно бесконечно долго идти к цели  либо результат не будет тем, что ожидалось.

ЭТАП  ПЛАНИРОВАНИЯ 

Когда вы приступаете с созданию блога, рекомендуем обратить внимание на следующие важные составляющие этапа планирования:

1. Постановка задачи: 

  • цель и задачи создания блога;
  • вид блога: выделите, какой из видов блога вам подходит больше всего для осуществления вашей цели, или ваш блог будет комбинацией нескольких видов;
  • целевая аудитория блога: для каких посетителей он создается, какую информацию читатели блога хотели бы получить;
  • название и адрес блога: название не должно быть очень большим — «краткость и звучность»;
  • платформа для разработки и размещения (в нашей статье мы предлагаем использовать платформу blogger.com). 

2. Информация: 

  • дизайн-эргономика блога (для начинающего блогера рекомендуем использовать предлагаемые платформой шаблоны);
  • периодичность публикации материалов (постов).

3. Коммуникация: 

  • осуществление обратной  связи (будут ли пользователи блога принимать активное участие в его наполнении);
  • блог доступный или будет иметь ограниченный круг читателей.


ЭТАП СОЗДАНИЯ БЛОГА

После этапа планирования следует  этап создания блога, т. е. техническая реализация вашей идеи

Если вы  определили на этапе планирования основные направления работы блога — разработка самого блога не представляет никакой сложности в техническом плане.  На сегодня существует большое количество  платформ (платных и бесплатных) для ведения блогов. С их помощью любой пользователь может создать свой блог, не прибегая к программированию и не заботясь об установке и настройке программного обеспечения. 

Помощь:

  1. Обзор платформ для создания блога
  2. Справочный центр — Blogger

ЭТАП ВЕДЕНИЯ (ПОДДЕРЖКИ) БЛОГА

Предлагаем несколько принципов ведения своего образовательного блога (принципы могут меняться в зависимости от вида блога):

1. Наполнение блога новыми постами

Данный принцип ведения блога можно назвать, пожалуй, главным условием его работы. Блог должен не просто постоянно наполняться новым контентом, но и качество добавляемого содержания должно быть на высоте. Статьи блога обязательно должны быть полностью актуальны дате их публикации и написаны понятным для читателя (целевая аудитория) языком. Не стоит также забывать про тематичность блога (цели и задачи блога).

 

2. Общение с посетителями блога

Вторым важнейшим принципом ведения блога считается общение блогера с посетителями блога. Читатели будут заходить на ваш блог за информацией.  Многие посетители блога могут задавать вопросы блоггеру в комментариях или использовать формы обратной связи. Часто успех блога  зависит от того, собирается ли владелец блога реагировать и отвечать на них. Если вы будете отвечать на все комментарии и вопросы, то в ближайшем будущем количество подписчиков резко возрастет. Конечному пользователю нравится открытость автора.

 

3. Авторство

Если ваш блог открыт для чтения любому пользователю в Интернете — не забудьте добавить и заполнить раздел о себе. 
Если вы делитесь своими материалами с единомышленниками — указывайте собственные авторские данные на титульной странице созданного вами документа, поставьте значок Creative Commons на свою работу.  
Если вы пользуетесь материалами из сети Интернет — рекомендуется спрашивать разрешение у владельцев материала в Интернете или помещать ссылку на этот материал.

Смотреть видео «Плагиат. Авторское право. Лицензирование».

 

4. Конфиденциальность (необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации)

Не рекомендуется открыто публиковать электронные адреса и другие личные данные в Интернете.
Спрашивайте у родителей разрешение для публикации детских фотографий.

 

5. При привлечении к своему блогу пользователей — учащихся учитель должен формировать  у детей культуру поведения в интернет-среде

 оформление сообщений (использование цвета, шрифта, гиперссылок, изображений, смайлов, транслита и т. д.); 
 культура и стили речи (категоричность утверждений, оценка, использование личных/безличных конструкций и т. д.);
 правила ведения дискуссий (понятия: флейм, флуд, офтопик);
– информационная безопасность участников (публикация личных данных);
авторские права (понятия: плагиат, цитата).

 

Можно выделить следующие особенности образовательных блогов. 

  • «копилка» интересных учебных материалов;
  •  возможность размещения, поиска и оперативного обмена информацией;
  •  инновация в обучении;
  •  место, где можно учить и учиться; 
  •  стимул для самореализации;
  •  возможность обратной связи;
  •  инструмент к развитию;
  •  планирование времени и работы;
  •  общение с заинтересованными людьми (единомышленниками);
  •  культура контактности;
  •  совместное разрешение проблем;
  •  критическая масса читателей или соавторов;
  •  инструмент для выявления потенциала образовательного сообщества.

Набор качеств учителя-блогера:

  • Самоопределение: всегда...всегда...всегда...
  • Лидерство: привлекай, организуй, отвечай, заботься...
  • Креативность: используй, придумывай, проявляй творчество, оформляй...
  • Самоконтроль: убедись, проверь, обрати внимание, следи за собственной речью...
  • Самоограничение: не забудь, не злоупотребляй, избегай...
  • Альтруизм: делись, обменивайся, помогай...
  • Корректность, вежливость: думай о..., уважай мнение других..., оформляй мысль и ссылки
  • Компетентность (осведомленность, подкованность): RSS, reader, виджет, гаджет...
  • Исследовательский подход: наблюдай, проверяй, сравнивай, выявляй, исследуй...

Рекомендуем почитать:

 

<<< Вернуться

 

 

ТЕЗАУРУС:

Слово blog образовалось в результате словослияния (от англ. web — ‘сеть’, ‘ткань’, ‘полотно’, и log  журнал или дневник’).

  • Блог (англ. blog) — сетевой дневник, журнал одного или нескольких авторов, организованный в обратном хронологическом порядке (последние записи располагаются сверху).
  • Блогер (англ. blogger )  человек, ведущий блог.
  • Блогосфера (англ. blogosphere) — все блоги Интернета.
  • Блог-платформа (блогохостинг) — это «коммунальный» сервис, предоставляющий пользователю «под ключ» движок и позволяющий вести блог (дневник) без необходимости самостоятельно заниматься обслуживанием движка и программированием. Пользователю достаточно получить навыки работы с веб-сервисами. Обратная сторона такого удобства имеет ограниченные возможности управления и настройки блога, за исключением шаблонов, определяющих его дизайн. Кроме того, контент пользователя, с правовой точки зрения, находится под контролем владельца блог-платформы и принадлежит пользователю лишь номинально.
  • Виджет (в широком смысле) (англ. widget) — элемент интерфейса, имеющий стандартный внешний вид и выполняющий стандартные действия. 
  • Виджет (для блога) — это отдельный элемент страницы, например, изображение, заголовок или любой другой вариант, который можно выбрать на вкладке «Элементы страницы». Администратор блога может настроить следующие виджеты: Архив блога; Заголовок; Одно изображение; Список ссылок; Логотип; Профиль блога; Навигационная панель; Панель новостей и т. п.
  • Гаджет (в широком смысле) (англ. gadget — ‘принадлежность’) — техническое приспособление (в том числе с цифровыми технологиями), обладающее повышенной функциональностью. В настоящее время к гаджетам относят любые цифровые аппараты, размеры которых позволяют подсоединить их к персональному компьютеру, смартфону или надеть на руку. Часто гаджеты не могут работать самостоятельно, их основная задача расширять функциональные возможности устройств, к которым они подключены. Можно привести такие примеры гаджетов: планшет, МР3-плеер, электронная книга, цифровой фотоаппарат, смартфон и т. п.
  • Гаджет (для блога) — небольшое приложение, предоставляющее дополнительную информацию, например, прогноз погоды или курс валют.
  • Плагин (plug-in, от plug in — ‘подключать’) — это модуль к программе, который создается отдельно и в случае необходимости может быть подключен к уже работающему приложению (например, к браузеру). Основная задача плагина — расширение функциональности основной программы.
  • Шаблон — это HTML-код оформленной веб-страницы, который может быть использован для самостоятельной работы над блогом. Вся графика дизайна шаблона и его служебные файлы (CSS, Java-скрипты) уже разработаны профессиональным дизайнером, и вам остается только наполнить его содержимое подходящим текстом и фотоизображениями.
  • Пост — отдельная статья в блоге, запись.
  • Ярлык или категории — метка поста по определенной теме, набор постов по конкретной теме.

Права и возможности разных категорий участников в блогах

1. Администратор блога (суперправа и возможности)
Автоматически этими правами обладает создатель блога (тот, кто его создал). 

Администратор блога:

  • имеет доступ к настройкам и шаблонам, он может менять макет блога, изменять дизайн, добавлять/удалять виджеты и гаджеты;
  • может создавать свои сообщения, а также изменять и удалять сообщения других членов блога;
  • имеет возможность предоставлять права Администратора соавторам блога.

2. Автор блога (ограниченные права и возможности).
Этими правами обладает тот, кого пригласил Администратор блога (приглашение обязательно подтверждается).

Автор блога:

  • может создавать свои сообщения, а также просматривать созданные сообщения (других авторов блога) в режиме настройки, но не может их изменять или удалять;
  • не может изменять макет блога, дизайн, добавлять/удалять виджеты (гаджеты).

3. Читатель блога (минимум прав и возможностей)
При условии, что вы не ограничили доступ к блогу (блог может быть закрытым, только по подписке), этими правами обладает любой пользователь Интернет, который зашел в ваш блог (случайно либо направленно).

Читатель блога:

  • имеет возможность только читать и комментировать сообщения.

В нашей статье мы будем рассматривать в качестве примера работу с одной из бесплатных платформ для создания блога  Blogger.com

Blogger был создан компанией Pyra Labs, которой сейчас владеет Google. Поэтому для создания собственного блога и дальнейшей работы с ним можно использовать аккаунт, созданный вами на gmail.com.


Как стать читателем блога?

Допустим, что вас заинтересовал какой-либо блог и вы хотите быть в курсе новых сообщений в нём, тогда станьте постоянным читателем этого блога!

Как это сделать?

 В дополнительной панели многих блогов добавлен гаджет Подписаться на новости блога 
(или что-то, похожее по смыслу). 

Для того чтобы читать этот блог (вам на e-mail будут приходить сообщения о новых публикациях) — добавьте в текстовое поле адрес своего рабочего e-mail. 

Также вы можете подписаться на профили авторов блога — данный вариант возможен, если вы являетесь пользователем сети Google+.

Если вы войдете в Blogger под своим аккаунтом (blogger.com/home), вам будут доступны Панель инструментов (1) и Список чтения (2).

Панель инструментов (1) содержит информацию и основные доступные действия блогов, в которых вы имеете права Автора и Администратора.

 
В разделе Все блоги (3) отображены блоги, читателями которых вы являетесь, и новые сообщения в этих блогах (5).

Кнопка Добавить (4) позволяет добавлять блоги для «слежения» (получения сообщений о новых постах). Для этого нужно указать в поле URL-адрес блога.

 

 

 

Современная типология образовательных блогов может быть условно представлена следующим образом:

I. Блоги в учебном и воспитательном процессе

Блог одного урока или темы

Блог может содержать как основной, так и дополнительный текстовый, аудио- или видеоматериал, подобранный педагогом.
Рекомендуется сделать так, чтобы материал был доступен и после урока, например, с домашнего компьютера. В этом случае на основе материалов блога может быть построено домашнее задание и практическая работа, составлен тест, пройти который учащиеся смогут дома в удобное время.

 

Блог учителя-предметника Блог — коллекция учебного материала, тематическая коллекция.
С годами работы каждый педагог создает огромное количество авторских разработок. Это презентации, сборники заданий и тестов, листовки, методические рекомендации учащимся и коллегам. Как правило, все они хранятся в разных местах и со временем теряются. Если разместить разработки в блоге, то они будут каталогизированы и опубликованы, а главное — всегда будут под рукой. Такой блог станет для педагога электронным методическим портфолио, которое создается не специально к предстоящей аттестации педагога, а формируется автоматически, по мере накопления материала. Настройки блога дают возможность организовать работу с материалами в закрытой группе пользователей, например, только коллегам или ученикам и их родителям, или индивидуальную работу с учащимися.
 
Блог класса или блог классного руководителя

Такой блог может стать «доской информации» класса. Будет замечательно, если в его создании примут участие учащиеся и (или) их родители.
Ресурс может содержать фотоальбомы классных мероприятий, дискуссии и обсуждения различных тем, планы, полезные ссылки. Нельзя не сказать еще об одной задаче, которую решает педагог, создав блог класса: организуется единая точка входа в Интернет — место в сети, где учащимся данного класса будет комфортно и безопасно, и где с раннего возраста они будут учиться работать с информацией. 

 

Блог — учебный проект

Блог может быть полезен в проектной или исследовательской работе.
Во-первых, здесь могут быть размещены все инструкции и этапы работы над проектом, ссылки на полезные ресурсы и приложения, которые могут быть востребованы в работе над проектом. 
Во-вторых, это может стать местом для публикации отчета — результатов ученических работ.
Кроме этого, на страницах блога всегда можно организовать дискуссию (через комментарии).

 

Блог ученика или электронная тетрадь ученика

Блог — электронное пространство учащегося, где он может размещать собственные материалы: презентации, рисунки, творческие домашние задания,  материалы о всех своих достижениях, интересах, электронные инструменты для общения с друзьями. Такой блог создается учеником и может быть продемонстрирован учителям. 
У учащегося появляется возможность:
– опубликовать свою работу в электронном виде;
– показать результат работы, оформленные с помощью сервисов сети Интернет;
– поле для творческого самовыражения (публикация материалов своего увлечения или творчества);
– не использовать дополнительные электронные носители;
– доступ к материалам вне школы в любое время.
Такой блог позволяет расширить образовательное пространство. Ученик, ведя блог или работая в соавторстве, приобретает навыки работы в команде, учится грамотно формулировать мысли, учится отбирать, анализировать и представлять информацию, осваивает сетевой этикет. 

 

Блог для дистанционной поддержки ученика

Это может быть блог, созданный для детей, временно не посещающих школу или находящихся на домашнем обучении.
Особенность таких блогов состоит в том, что они ведутся несколькими педагогами и содержат учебный материал по нескольким предметам. Это может быть базовый учебный материал для самостоятельного изучения или материал повышенного уровня сложности, материал для расширения кругозора.
Для поддержки общения с ребенком на страницах блога можно размещать ссылки на сервисы (чат, голосовая и видеосвязь) или использовать возможности встроенных приложений — гаджетов.

 

II. Блоги в административно-организационном процессе носят, в большей степени, информационный, нежели интерактивный характер.

Блог директора

Такой блог носит скорее официальный, информирующий характер и содержит видеообращения к своему коллективу, к родителям, партнерам; выступления с поздравлениями, отчетами и докладами; анализ проведенных мероприятий и др. Проведение анкетирования, голосований и публикация комментариев читателей по различным темам на страницах директорского блога со временем позволит привлечь к участию в решении школьных проблем родителей, общественность и социальных партнеров.

 

Блоги заместителя директора по учебной работе, заместителя директора по воспитательной работе 

Блог поможет решить задачи как информационной, так и методической поддержки. В блоге заместителя директора уместны ссылки на сайты с нормативными документами, на страницы с цифровыми образовательными ресурсами. Здесь можно размещать школьные инструкции, планы, графики и отчеты по учебно-воспитательной работе. Для взаимодействия с родителями могут быть использованы различные интерактивные приложения, уже упоминавшиеся ранее, и чаты. Информация о достижениях педагогов, сборники с методическими разработками коллег лягут в основу методического портфолио школы.

 

Блог библиотеки Для сопровождения учебно-воспитательного процесса ведут блоги и работники школьных библиотек. Обязательно нужно отметить, что сообщество школьных библиотекарей — самое многочисленное в Рунете. А блог школьного библиотекаря может стать настоящим центром библиотечной школьной жизни и содержать творческие работы учащихся и педагогов, связанные с книгами, со знаменательными датами, с событиями в стране, городе, школе. Новые сообщения, публикуемые в разных блогах, подобно ручейкам, сливающимся в одну бурную реку, могут быть объединены на одной веб-странице в единой ленте новых публикаций блогов. 

 

Приведенная в этой статье типология образовательных блогов условна. 

 

Источник: статья «Педагогический блог» (автор: Костина Ирина Николаевна, руководитель ЦИО школы № 296 г. Санкт-Петербурга), опубликованна в сборнике материалов «Использование интернет-технологий в современном образовательном процессе.  Часть  III.  Инструменты  сетевого  взаимодействия»/Сост.  Ю.В.  Ээльмаа.  — СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2010. — 72 с.

 

<<< Вернуться